Категории раздела
Мои статьи [7]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Воронеж во времени и пространстве интеллекта (текст Андрей Прошунин)

Воронеж во времени и пространстве интеллекта

                                                                 Текст Андрей Прошунин


Мы часто ездим в Африку, в Австралию, Бразилию.
Летаем самолетами и реже по воде.
Но если вы котенок, и вас зовут Василием,
То лучше, чем Воронеж, нет города нигде…


Очень часто, общаясь с гостями города, смотревшими в свое время известный мультфильм, отвечаешь на вопрос: «Действительно, у вас есть такая улица, улица Лизюкова?». «Действительно, такая улица есть, названа она в честь Героя Советского Союза, генерала А.И. Лизюкова!» И более того, – на ней установлен памятник тому самому котенку Василию, в композиции памятника также присутствует «подруга» котенка – ворона.


Смотришь на удовлетворенно-счастливое лицо вопрошающего и замечаешь, что в Воронеже это не единственный памятник «вымышленному» персонажу. На проспекте Революции (в прошлом Большая Дворянская улица) на площади возле одного из лучших в России (а может и в Европе) Театра Кукол «сидит» пес. С ним очень любят фотографироваться, как гости города, так и сами воронежцы. Это Бим – тот самый Бим из повести воронежского писателя Г.Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Взгляд у главного героя повести получился печальный, а нос – блестящий; это все потому, что девушки, фотографируясь, вешают на нос «собаке» свои сумочки. Пожалуй, это самая забавная «визитная карточка» города.

А одной из самых престижных «визитных карточек» Воронежа, безусловно, является памятник царю-преобразователю Петру I. Довольно умилительно слышать, как кто-то, увидев памятник государю, восклицает: «О! Да это же Петр I! А чего он у вас делает?». Вопрос явно не коренного жителя города. Более трехсот лет тому назад после неудачного сухопутного похода на Азов царь построил в Воронеже первый отечественный военно-морской флот. «Это в городе-то, который от ближайшего моря находится на расстоянии более тысячи верст?» – удивитесь вы. Все верно, до ближайшего моря путь неблизкий, но в то время фарватер реки был много глубже, чем фарватер современного водохранилища. И ничто не мешало брандерам, галиотинам, бригантинам, созданным на воронежской верфи, уходить вниз по Дону, чтобы помочь российской державе закрепиться на Черном море. В воронежской области в связи со строительством флота также были образованы несколько поселений с характерными названиями по виду деятельности: Клеповка, Пузево, Гвазда. Поселения эти (сейчас уже села) находятся недалеко от лесного массива Шипов лес, который дал флоту Петра Великого добротную древесину идеального дуба России. Благодаря построенному в Воронеже флоту, государству Российскому удалось завоевать крепость Азов, а затем подписать мирный договор с Турцией для начала войны со Швецией.

Таким образом, можно сказать с некой долей условности, что у Воронежа – «морская душа», а точнее – «военно-морская»… Впрочем, если принять во внимание тот факт, что выброска войскового десанта (тогда еще советского) впервые (2 августа 1930г.) произошла в нашем городе, – то впору говорить о Воронеже как о «колыбели» воздушно-десантных войск нашей страны.

С другой стороны, морская пехота также создавалась при Петре I и изначально предназначалась для службы в абордажно-десантных кораблях парусного и гребного флотов. Ну а где начинали строить эти корабли, вы уже знаете…

Можно с уверенностью сказать, что традиция кораблестроения в нашем городе существует и по сей день. Только корабли это уже не морские; на воронежском конструкторском бюро химавтоматики в настоящее время выпускается ракетный двигатель, предназначенный для ракетоносителей «Ангара» и «Союз-2». И первый прототип двигателя космического корабля, который вывел человека на орбиту, был создан здесь же – в Воронеже.  

Но мы немного отвлеклись. Изначально поселение Воронеж создавалось с целью укрепления и защиты южных границ Московского государства от набегов крымских и нагайских татар. Первые упоминания о «сторожевом городе» Воронеж относятся к концу XVI века. Если же задаться целью установления этимологических корней названия города, то можно столкнуться с множеством различных гипотез. Не принимая во внимание гипотезы-легенды, живущие в народе, отметим теорию воронежского исследователя А.А. Котлярова. Он считает, что глубинные смыслы, выявляемые в значении названия Воронеж, – «черные, темные территории, земли, находящиеся в собственности у неизвестных, враждебных владельцев». Воронежем в древности первоначально называли не город (город возник значительно позже), а обширную неосвоенную территорию, которая являлась для древних русичей «диким полем», где обитали неизвестные, а поэтому называемые темными, кочевые племена. Все это был Воронеж.

Кстати, некоторые исследователи-литературоведы считают, что именно на берегах реки Потудани, которая пересекает Репьевский район Воронежской области (старое название Каяла – правый приток реки Дон), случилась та самая битва русичей с половцами, которая была описана в «Слове о полку Игореве». 

После того, как Петр I «прорубил окно в Европу», основав город на берегах Невы, – военно-морской флот с верфями, ткацкими фабриками и всей своей «рембазой» перебрался в Санкт-Петербург. В Воронеже остались лишь несколько якорей, пушек и городских легенд. Так, широкое распространение получила история о том, что якобы для поддержания рабочего тонуса и настроения у мастерового люда в Воронеж с разных концов страны были «откомандированы» красивые женщины. Многие из них так и остались жить в нашем городе. Конечно, теперь за давностью лет проверить, насколько эта легенда соответствует действительности, практически невозможно. Может быть, это просто вымысел, но в народе ничего не возникает на пустом месте; видимо, прецедент определенный был. Во всяком случае, отчасти эта легенда объясняет «истоки» красоты воронежских женщин.

Мало кто знает, что само «строительство» Санкт-Петербурга тоже «начиналось» в Воронеже. Все дело в том, что Петр I, утвердившись в мысли о возведении «града на брегах Невы», получал благословение у воронежского епископа Митрофана в Успенской Адмиралтейской церкви (церковь существует и функционирует до сих пор). Как явствуют архивные документы, государь был очень дружен со святителем Митрофаном. И кто знает, откажи тогда епископ в благословении, возможно, не было бы у нас сейчас «северной столицы».

Также со времен Петра Великого воронежцев стали называть «жлобами». Все дело в том, что построенный на верфи корабль нужно было каким-то образом спустить на воду. Поднять и перенести на руках боевую бригантину – было делом практически невозможным. По всей видимости, воронежские мастера придумали способ спуска корабля, когда судно соскальзывало на воду по специальным желобам. Из-за этих желобов воронежцев и стали величать жлобами. Лишь позже это слово приобрело отрицательный оттенок «несусветной жадности», а словосочетание «жлоб воронежский» стало нарицательным и заняло в современном русском языке свое место в ряду подобных нарицательных сочетаний: («тамбовский волк», «московский хам» и прочих).

В «послепетровские времена» Воронеж стал играть менее важную роль в политической жизни страны, однако в социокультурном плане город внес важную веху в историю развития и становления Государства Российского.

С именем Воронежа тесно связаны судьбы русских поэтов А.В. Кольцова, И.С. Никитина (в городе сохранился дом, где поэт жил с 1846года; сейчас в этом доме находится литературно-мемориальный музей); С.Я. Маршака (да-да, того самого – пожалуй, главного детского поэта и писателя нашей Родины), поэта А.В. Жигулина (продолжателя традиции «крестьянской поэзии», к которой относят творчество С.А. Есенина); прозаика А.П. Платонова (автора романа-антиутопии «Чевенгур»); писателей И.А. Бунина, Н.А. Задонского, сказочника А.Н. Афанасьева, космонавта К.П. Феоктистова; народной артистки СССР Шевченко Ф.В. Для этих и многих других талантливых людей Воронеж стал малой Родиной. Здесь начинал свой путь к славе основатель великой цирковой династии Анатолий Дуров. Воронеж подарил миру известных деятелей изобразительного искусства – И.Н. Крамского, Н.Н. Ге, Н.И. Бессарабову, А.А. Бучкури, А.В. Куприна и Л.Г. Соловьева.

Наш город стал местом ссылки опального поэта О.Э. Мандельштама. По «милости» властей поэт мог самостоятельно на выбор определить для себя место ссылки. Из ряда других прочих мест Мандельштам отдал предпочтение Воронежу. Четверть всего, что написал этот поэт, приходится на воронежские годы. Здесь он встречался с Анной Ахматовой, приезжавшей проведать своего ссыльного друга.

В годы Великой Отечественной войны Воронеж сильно пострадал от бомбежек и прямого артиллерийского огня гитлеровцев. В конце 1942 года правобережная часть города была оккупирована фашистами. Завод имени Коминтерна, на котором уже была разработана и впервые серийно выпущена реактивная пусковая установка БМ-13 (известная на весь мир под названием «Катюша») вынужден был эвакуироваться за Урал в поселок Малый Исток, где продолжил выпуск грозного оружия.

Как известно, свой первый сокрушительный удар по врагу «Катюша» нанесла в 1941году под железнодорожной станцией Орша, что на берегу Днепра. Минометный огонь установки не просто разгромил составы врага с живой силой и техникой, – фашисты испытали чувство неподдельного ужаса: казалось, отворились небесные врата, и оттуда ударило огнем!

Боялись захватчики и «летающий танк», – фронтовой штурмовик Ил-2. Этот самолет тоже выпускался в Воронеже. Наш авиационный завод, образованный в 1932 году, до войны успел наладить серийный выпуск бомбардировщиков ТБ-З, Ил-4, штурмовиков Ил-2. На заводе выпускались САМ-5 для местных авиалиний, и АНТ-25 на котором был совершен беспосадочный перелет из Москвы через Северный полюс в Америку с экипажами В.П. Чкалова и М.М. Громова. После освобождения Воронежа и восстановления разрушенного завода здесь выпускались штурмовик повышенной маневренности Ил-10, пассажирский Ил-12, первый реактивный бомбардировщик Ил-28 и турбореактивный Ту-16. Было налажено производство пассажирских самолетов АН-10 и военно-транспортных АН-12; первый сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144 родом из Воронежа, его «собрат» широкофюзеляжный аэробус Ил-86 «становился на ноги» здесь же. В настоящее время завод выпускает дальнемагистральные пассажирские самолеты Ил-96-300 и транспортные Ил-96Т. 

Во время же Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в город Куйбышев, где продолжил выпуск фронтового штурмовика Ил-2. За годы войны было произведено 36 163 самолета этого типа, из них 15 099 на куйбышевском (бывшем воронежском) авиастроительном заводе (ныне самарский авиационный завод «Авиакор»).

Свой ужас, страх и свою ненависть к «оружию Победы» гитлеровцы пронесли через всю войну. Их рвение захватить Воронеж едва ли уступало желанию пройтись маршем по Красной Площади. После захвата фашистами правобережной части города, в Воронеже началось великое противостояние: советские войска обороняли город, выполняя важную задачу – прикрывали Москву с юга и сковывали силы немецких, венгерских и итальянских дивизий до 25 января 1943 года, когда началось контрнаступление. В ходе освободительной операции под Воронежем было взято в плен больше гитлеровцев, чем под Сталинградом!

В послевоенное время за Воронежем закрепился статус столицы Черноземного края: шумели заводы, по улицам бегали автомобили, вечерами свои огни зажигали театры и кинотеатры, а в парках и скверах гуляла озорная молодежь. Город оживал после той страшной войны. Программа восстановления Воронежа, подразумевавшая работы в течение нескольких десятков лет, была сделана за одно десятилетие. При этом удалось реставрировать многие памятники старины и тем самым сохранить самобытность города.

По сей день Воронеж по праву считается культурной столицей Центрально-Черноземного края. Эту репутацию создают ему замечательные театры, музеи, библиотеки и кинозалы, но в первую очередь известные люди, чьи жизни и творческие пути составляет славу России.

Разрушенная во время войны Областная детская больница (сохраняется как памятник). Является лидером среди неофициальных символов города (согласно опросу, проведенному в 2009г. телекомпанией ВГТРК).

Безусловно, рассказать все о городе в столь маленьком очерке невозможно. Да это и не являлось нашей целью. Вызвать у читателя интерес, желание поближе познакомиться с историей нашей города – частицей страны, в которой мы живем, – вот эта задача преследовалась нами. Приезжайте к нам в Воронеж! Нам есть, что о нем рассказать, есть, чем вас удивить! Ведь это же не случайно для котенка с улицы Лизюкова «прекраснее Воронежа нет города нигде!».

Категория: Мои статьи | Добавил: Scaner (21.07.2010)
Просмотров: 2605 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 3
3 Ксения  
0
Андрей, как жизнь земная?

2 Ксения  
0
:)

1 Зарянка  
0
Андрей, отличная статья! hands

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 18.05.2024, 09:50
Приветствую Вас Гость
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz